Когда беларусу Глебу Цареву было всего лишь 20 лет, он стал одним из победителей самого престижного чемпионата фокусников в мире — FISM WCM 2022. Молодого человека приняли в две закрытые организации фокусников — голливудскую Academy Of Magical Arts и европейскую Magischer Zirkel von Deutschland. Как так вышло, что беларус стал фокусником? Об этом Глеб рассказал «Зеркалу».
«Брат уверен, что все началось с его детской книги по фокусам, а мама — что мне попались ее карты»
Мы встречаемся с Глебом в старом районе Вильнюса в квартире, где живут его родители Алена и Олег. Парень снимает отдельное жилье, но близко — на соседней улице. Пока мы разговариваем, молодой человек не выпускает из рук карты. Колода фактически танцует между его пальцами.
— Никто точно не помнит, как все началось, — ни первого фокуса, ни что меня к этому подтолкнуло, — говорит молодой человек. — Брат уверен, что все началось с его детской книги по фокусам, а мама — что мне попались ее карты. У каждого в семье своя версия, а я просто не помню. До этого меня увлекали паркур, кикбоксинг, музыка. Как и любой подросток, я катался на скейте, роликах, велосипеде, играл в футбол и баскетбол, проводил время с друзьями во дворах Минска. Но фокусы действительно изменили мою жизнь.
@gleb.magic мое первое видео 😶
В 13 лет увлечение беларуса стало набирать серьезные обороты. Он обучался и практиковался по видео в интернете, а через пару лет начал участвовать в конкурсах иллюзионистов. Первый был в Гродно — фестиваль Magic Grodno 2016.
— Там я познакомился с беларусскими фокусниками и понял, что они не просто показывают трюки, а создают целые номера. Маму впечатлили их доходы (гонорары фокусников международного уровня могут доходить до 20 тысяч долларов за выступление. — Прим. ред.). А еще навыки и умения, которые требуются иллюзионисту. Родители полностью поддержали меня в этом увлечении. В Минске собирался клуб фокусников, я приезжал на все их встречи, получал много поддержки и помощи, — рассказывает молодой человек.
— Я помню, как Глеб мне показывал свои первые фокусы, что-то с резиночкой, что-то с коробочкой, спрашивал у меня, нравится ли мне. Я отвечала, что нравится. Меня впечатлило, что у него сразу стало получаться! — делится воспоминаниями уже Алена. — А когда он стал выступать на первых конкурсах, опытные фокусники отмечали, что у Глеба талант. Мне так и говорили, что Глеб незаурядный, у него есть данные, не каждый может делать то, что делает он.
И Глеб, и его мама признают, что ворвались в мир фокусников стремительно, не слишком углубляясь, сколько времени требует подготовка к участию в конкурсах. По их словам, все шло само собой и от души.
— В 2017 году на одной из встреч Минского клуба фокусников я узнал, что в Санкт-Петербурге будет проходить престижный международный конкурс (речь о Международном форуме иллюзионистов или сокращенно МФИ. — Прим. ред.). И решил подготовить свой номер для участия, — вспоминает Глеб. — На это у меня ушло недели две-три. Сейчас, конечно, смешно вспоминать об этом. Ведь обычно фокусники готовятся к конкурсам годами. Тем не менее неожиданно для всех я занял третье место и познакомился с известными иллюзионистами, многих из которых узнавал по телевизионной передаче «Удиви меня». Награду мне вручал Франц Харари, фокусник, который работал с Майклом Джексоном, Тиной Тернер, Мадонной, Шер и другими. Это так сильно воодушевило, что к следующему конкурсу я подготовил новый номер и занял первое место.
До конкурса в Санкт-Петербурге Глеб участвовал в шоу «Талент краiны» в Беларуси и в телевизионной премии TRiCK в России, в которой победил в номинации «Надежда Хогвартса».— Тогда, кстати, одноклассники и узнали, чем я занимаюсь. Отнеслись хорошо, только уговаривали зарабатывать на фокусах и звали в казино, — смеется молодой человек. — Попутно я учил английский язык с братом, занимался в модельной школе Сергея Нагорного, потому что там обучали необходимым мне сценическому мастерству, дефиле, хореографии и другим важным дисциплинам. И, конечно, музыка. Это была личная просьба мамы — не бросать уроки фортепиано.
«Мой номер рассказывал историю мальчика, который попал внутрь сломанной видеоигры»
После окончания школы в 2019 году Глеб поступил в ЕГУ на специальность «Медиа и коммуникации». И уехал в Вильнюс.
— Фокусы оставались важной частью моей жизни, я даже подал заявку на участие в чемпионате Европы (Федерации фокусников FISM. — Прим. ред.). Ее одобрили, — вспоминает молодой человек. — Но началась пандемия, конкурс перенесли на 2021 год. Родители тоже переехали в Литву, потому что нужна была их помощь в подготовке. К тому же брат закончил магистратуру и тоже переехал из Чехии в Вильнюс. Семья собралась вместе.
На чемпионате Европы Глеб все же выступил, но позже. И потом подал заявку на чемпионат мира FISM WCM — 2022. Он проходил в канадском Квебеке.
— Таких заявок было подано со всего мира больше трех тысяч, отобрали сто десять участников, и я оказался в их числе, — говорит беларус.
Чемпионат мира по фокусам (FISM) — это самое престижное и крупнейшее событие в мире магии. Проводится каждые три года Международной федерацией магических обществ (FISM), которая объединяет фокусников со всего мира. На чемпионате соревнуются иллюзионисты в различных категориях. Участники представляют свои страны, и победа в этом конкурсе считается высшей наградой для профессионального иллюзиониста.
— Подготовка была очень непростой, чемпионат выпал на период моей сессии, приходилось совмещать занятие номером с учебой и подработкой. Еще добавились трудности с получением канадской визы из-за загруженности визовых центров. Я прилетел в Квебек на четвертый день чемпионата, с самолета сразу на сцену. Поэтому генеральная репетиция номера прошла прямо на выступлении, — вспоминает Глеб. — Мой номер назывался Mageek и рассказывал историю мальчика, который попал внутрь сломанной видеоигры. Из-за ошибки в этой игре всегда побеждало зло, и чтобы вернуться в свой мир, герою нужно было найти способ пройти ее. Мы подошли к этому номеру как к созданию целой вселенной. Был написан оригинальный рассказ, опубликованный в интернете. А на больших экранах, до и после номера, зрители видели кинематографичные видео, погружающие их в реальность, где жил главный герой. То, что происходило на сцене, отражало события в мире игры. Всю музыку к номеру я написал сам, чтобы избежать проблем с авторскими правами.
В итоге выступление беларуса признали самым оригинальным. И он стал одним из призеров чемпионата мира.
— Как говорили мне многие иллюзионисты, задал новый тренд на будущие годы, — отмечает Глеб.
«В фокусе, который я вам показал, мне всего лишь нужно было повлиять на ваш выбор»
Слушая Глеба, я подумала: кажется, что все легко и просто, а как же волнение и переживания? Однако парень признается, что нервы — страшный враг для иллюзионистов. Многие профессионалы проваливали свои номера из-за волнения. Поэтому крайне важно сохранять спокойствие и, если даже вдруг на сцене во время выступления затрясутся руки, нужно сделать все возможное, чтобы тело перестало тебя предавать. Самообладание, безусловно, отличительная черта магов. Но чтобы стать профессионалом, нужны и другие качества.
— Чтобы стать иллюзионистом, нужно развить в себе определенные качества, помимо ежедневных тренировок по несколько часов. Одной ловкости рук недостаточно: необходимо развить особое мышление, в том числе научиться замечать логические противоречия. Ключевую роль играют умение управлять вниманием и знание слепых зон восприятия. Наш мозг не может сосредотачиваться на нескольких деталях сразу, что позволяет фокуснику отвлечь зрителя: пока внимание направлено на одно, в другом месте происходит незаметная манипуляция, — рассказывает молодой человек. — Необходимо уметь моделировать мышление других людей, мысленно ставя себя на место зрителя, чтобы понимать, как тот интерпретирует действия, куда направит внимание и какие выводы сделает. При этом иллюзионисту приходится контролировать две реальности одновременно: одну — видимую для зрителя, где все кажется логичным, и другую — скрытую, в которой происходят манипуляции, остающиеся незамеченными.
Чтобы показать, как это происходит наглядно, Глеб демонстрирует фокус.
Как бы ни хотелось разгадать секрет, ничего не получается, фокусник побеждает. Восторг, удивление и растерянность, что иллюзионисту так легко удается обмануть человека.— Когда я начинаю показывать фокус, то на протяжении всего трюка точно знаю, куда буду направлять ваше внимание, и вы не должны этого понимать. В фокусе, который я вам показал, мне всего лишь нужно было повлиять на ваш выбор, — улыбается молодой человек. — Иллюзии — это действительно сложно. Но самое важное — иметь достаточно стойкости, чтобы переживать неудачи. Прежде чем достичь того уровня, где человек называет именно ту карту, которая мне нужна, я пережил множество неудачных трюков.
Отдельная история — финансовая. Фокусы являются довольно затратным занятием. Обучение и качественный реквизит стоят немало. Стоимость профессионального реквизита может варьироваться от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов за каждый элемент.
— Моя первая иллюзионная установка для лазерного шоу, в котором лазеры нарушают законы физики, стоила 1000 долларов. Также участие в ежегодных конгрессах и фестивалях иллюзионистов — отдельная статья расходов. Билеты на такие мероприятия могут стоить от 300 до 1000 долларов, в зависимости от места и масштаба, — рассказывает молодой человек. — А если учесть расходы на перелеты, проживание и питание, то поездка на крупный международный ивент может выйти в несколько тысяч. К тому же иллюзионные конкурсы, фестивали и конвенции проходят ежегодно по всему миру, и участие в таких мероприятиях требует существенных вложений. Создание номеров — это сложный, многосоставной процесс. Современные фокусы зачастую требуют работы команды профессионалов: режиссеров, художников-постановщиков, специалистов по свету и звуку.
Между тем, как шесть лет назад признавался в интервью журналистам сам Глеб, на тот момент по его гонорарам выходила средняя беларусская зарплата в месяц. Мама Глеба отметила, что немногие люди понимают, насколько профессия фокусника сложна, считая, что иллюзионисту трудно заработать, это скорее хобби или увлечение, но точно не возможность дохода.
— Магия — это целая индустрия, которая предлагает множество возможностей для заработка. Сообщество фокусников — одно из самых крупных среди артистов, оно объединяет более 80 тысяч человек по всему миру, — рассказывает она. — Поэтому, кроме выступлений на сцене, иллюзионисты могут создавать и продавать реквизит, разрабатывать номера для других исполнителей, организовывать различные конвенции и шоу. Существуют профессиональные консультанты по магии для кино, крупных шоу и телевидения, где тоже часто используются иллюзионные эффекты. В индустрии магии существует много возможностей, чтобы реализовать себя.
Кстати, у фокусников есть определенный кодекс, правилам которого следуют все уважаемые иллюзионисты. Например, нельзя раскрывать секреты трюков других фокусников, а вот свои можно, если есть такое желание.
— Но все зависит от человека. Мы были на одном выступлении, телевизионная премия TRICK, там Глеб стал победителем в детской номинации, — Алена эмоционально делится историей из жизни иллюзионистов, — так вот там ребята должны были выступать с номером, в котором ключевым элементом был огромный аквариум с водой, они его наполняли несколько часов. И кто-то влил туда кофе, испортив им реквизит. Так что, как в любой творческой профессии, люди разные.
Чего желают чемпионы, когда главная вершина покорена? Глеб улыбается и делится планами.
— Ближайшая цель — участие в America’s Got Talent. Это одно из самых популярных шоу в мире, где участники демонстрируют свои таланты, а победитель получает миллион долларов. Что будет дальше, пока не известно, я просто готов к новым интересным проектам, вызовам и приключениям.
На прощание я задаю Глебу вопрос, который просто не могла не задать: верит ли он в волшебство? Ведь для меня все равно его фокусы — это что-то невероятное.
— Я верю, что волшебство существует, но фокусы — это не магия, это искусство иллюзий, — заключает он.