Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. Эксперты привели доказательства того, что война в Украине не зашла в тупик, и рассказали, для чего армии РФ Днепропетровская область
  2. «Огромная стена воды поднялась из-за горизонта». 20 лет назад случилось самое страшное цунами в истории — погибла почти четверть миллиона
  3. По «тунеядству» вводят очередное изменение
  4. Российский олигарх рассказал, что Лукашенко национализировал его активы на 500 млн долларов
  5. В Минске огласили приговор основателю медцентра «Новое зрение» Олегу Ковригину. Его судили заочно
  6. В торговле Беларуси с Польшей нашелся аномальный рост по некоторым позициям — словно «хапун» перед закрывающимся железным занавесом
  7. «Спорные территории», «пророссийское государственное образование» и «новые регионы РФ». Как Россия хочет поделить Украину
  8. В 2025 году появится еще одно новшество по пенсиям
  9. Растет не только доллар: каких курсов ждать до конца ноября. Прогноз по валютам
  10. В Вильнюсе во двор дома упал и загорелся грузовой самолет DHL — начался пожар, есть жертвы
  11. «Посмотрим, к чему все это приведет». Беларуса заставляют подписаться за Лукашенко, а он отказывается, несмотря на угрозы


На 40-й день после кончины бывшего гродненского архиепископа Артемия (Кищенко) группа Координационного совета «Христианская визия» впервые опубликовала своего рода духовное завещание священника. Это его рапорт патриарху Кириллу, написанный в 2021 году.

Архиепископ Артемий на проповеди. Изображение: Свято-Покровский собор, Гродно
Архиепископ Артемий на проповеди. Изображение: Свято-Покровский собор, Гродно

В 2020 году Артемий, управлявший Гродненской епархией, стал одним из немногих православных иереев, кто осудил насилие против протестующих. После этого, 9 июня 2021-го, Синод Белорусского Экзархата принял решение снять его с должности и отправить на пенсию.

Но в Москве еще должны были утвердить отставку. В тот же день Артемий отослал патриарху Кириллу рапорт — попытался объяснить, почему его хотят сместить, и призвал восстановить справедливость.

«Владыка хотел бы увидеть свой рапорт опубликованным, но сознавал, что в условиях диктатуры это небезопасно. Поэтому он предоставил „Христианской визии“ право на публикацию документа, „когда придет время“. Мы считаем, что время пришло. Рискнем назвать этот текст завещанием, поскольку он представляет собой квинтэссенцию убеждений архиепископа Артемия», — пишет модератор «Христианской визии» Наталья Василевич.

«Ваше святейшество! Полагаю необходимым обратиться к Вам с разъяснением моей позиции в контексте событий в общественно-политической жизни Беларуси последнего времени», — писал Артемий.

Он напомнил, что в 2020 году подготовка и проведение президентских выборов с многочисленными грубыми нарушениями и объявленный результут вызвали большое возмущение в обществе.

Архиепископ Артемий. Фото: Гродненская епархия
Архиепископ Артемий. Фото: Гродненская епархия

«Граждане Беларуси, как те, кому по Конституции принадлежит право выбирать свою власть, — почувствовали себя обманутыми и оскорбленными!

Последовавшие после закрытия участков события повергли всех нас в шок и ужас! На вышедших мирно протестовать против обмана людей обрушились дубинки ОМОНа, Внутренних Войск, спецназа МВД, полетели пули и гранаты. Страна застыла в немом крике от масштаба насилия и издевательств! СИЗО на переулке Окрестина в Минске — стало местом страшных пыток и истязаний, вопль от которых слышали, в том числе, и священники Минска, пастырски и волонтерски откликнувшиеся на людскую беду. В Гродно наш Кафедральный Собор стал местом, где священники и миряне давали убежище, всем, кто искал его под покровом храма, сами рискуя стать жертвами насилия!

В те дни, 14 августа, я обратился с посланием к верующим Гродненской епархии и ко всем людям доброй воли, где прямо назвал причину произошедшего — попрание Правды! Правды в широком смысле, как Истины Христовой и как принципа, на котором строит свою жизнь познавший её человек! Очевидно, что именно уход от Правды в духовной и в личной жизни привел к трагическим последствиям и в гражданской жизни нашей страны!

Это послание и моя проповедь 16 августа в Кафедральном Соборе были единственными публичными высказываниями на эту тему. И вместе с духовенством мы определились в том, что мы — не вмешиваемся в политику, не занимаемся агитацией среди верующих „за“ или „против“ тех или иных политических субъектов, не анализируем их программы. Но мы и не можем смотреть безразлично на происходящие события, на страдания людей от немотивированного насилия, на несправедливость в судах, на преследования всех инакомыслящих и несогласных. И имеем право возвышать свой голос в защиту преследуемых и гонимых», — подчеркнул Артемий.

Он обратил внимание, что такую же позицию высказал Синод БПЦ 15 августа 2020-го, выпустив «Обращение к народу Республики Беларусь о прекращении народного противостояния». В нем, например, говорилось: «Мы верим и надеемся, что руководство страны, которое по праву призвано уважать и охранять свой народ, остановит насилие, услышит голоса обиженных и невинно пострадавших, а проявивших зверство и жестокость — предаст законному суду и осуждению!» Однако об этом тексте очень быстро забыли.

«Почему Владыка Митрополит и остальные члены Синода молчат об этом документе, как будто его и не было? И подписывают новые соглашения о сотрудничестве с тем же МВД, даже не заикнувшись о том, что сначала нужно всё-таки решить проблему ответственности за насилие?» — спрашивал Артемий. — Или им стыдно сейчас за проявленную тогда «минутную слабость», когда они всё же назвали вещи своими именами: ложь — ложью, жестокость — жестокостью, убийство — убийством? Но как может быть стыдно христианам и, тем более, иерархам Церкви, поступать прямо по заповеди Христа: «Да будет слово ваше: „да“, „да“ и „нет“, нет», а что сверх этого — от лукавого?" (Мф. 5,37).

Архиепископ напомнил Кириллу его слова в рождественском обращении 7 января 2021 года, где тот призвал белорусские власти решать вопросы, вызывающие напряжение в обществе, не откладывая. Этот призыв не был услышан — репрессии только становились все сильнее, подчеркнул священник.

«Совсем недавно, в конце мая (2021 года. — Прим. ред.) Беларусь потряс очередной случай суицида на почве давления следственных органов. Молодой человек 17 лет, Дмитрий Стаховский, шагнул навстречу своей смерти с 16-го этажа минского общежития, предпочтя такую страшную свободу тому, чтобы оказаться в тюрьме за участие в протесте. На месте его гибели возник стихийный мемориал: цветы, свечи, лампады. Дежурный милицейский патруль потребовал у консьержки его убрать. Но она отказалась, объяснив это тем, что она — верующий человек! И не поступит вопреки голосу своей совести! Наши миряне — порядочнее и честнее всех нас, архиереев, которые, наверное, давно забыли, как должны поступать верующие люди!

Все это я говорю с мыслью о Православной Церкви в Беларуси, с тревогой о том, какой она выйдет из нынешней ситуации. Останется ли она общиной верных Христу и Его Евангелию людей, способных честно и мужественно свидетельствовать о Нем, защищая правду и свободу? Или, растеряв всю свою репутацию и доброе имя, окончательно скатится в сервилизм и лояльность государству, для которого „молчащая“ Церковь — весьма удобный актив?»

Архиепископ Артемий. Фото: svbs.by
Архиепископ Артемий. Фото: svbs.by

Он обратил внимание на то, что во время общественно-политического кризиса в стране многие белорусы покинули ряды православной церкви — либо просто перестали ходить в храмы, либо обратились к Костелу.

«Их главный мотив — „молчание“ нашей Церкви о жестокости и репрессиях государства по отношению к гражданам. Предмет их недоумения — глухота и слепота нас как архипастырей, нашедших удобную отговорку в виде „нейтралитета“, когда стоны, плач и муки людей по судам и тюрьмам продолжаются до сих пор.

Ярким выражением таких „миграционных“ настроений стала надпись, сделанная неизвестными на ограде одного из минских храмов в период Рождественских праздников. Она гласила: „Спасибо, отцы, теперь я знаю, что мое Рождество — 25 декабря!“ Думаю, комментарии здесь — излишни!» — писал Артемий.

Он напомнил о том, как 13 ноября 2020-го в Минске служили заупокойную службу по убитому активисту Роману Бондаренко. Православные церкви отказали семье — служба прошла в Архикафедральном костеле.

«Этот 32-летний парень в бытность студентом Минского архитектурно-художественного колледжа расписывал трапезную для паломников Жировицкого монастыря. О чём свидетельствует установленная там же памятная таблица. И вот за нашего православного молодого человека, жестоко убитого ни за что в собственном дворе и посмертно оболганного, молились католики во главе с их бискупом Юрием Кособуцким. Его глубокие и проникновенные слова об убитом и об отношении к убийству слышали и многие православные. И, к нашему стыду и позору, сказали: „Да, сегодня христианским епископом Минска был Юрий Кособуцкий!“ Если это — не потери для БПЦ, то что? И чем мы оправдаемся за них перед Богом? Тем, что похвалы от государства за „правильное“ поведение в период кризиса нам дороже отпавших душ?»

Роспись в трапезной Жировичского монастыря, которую выполнял в том числе Роман Бондаренко. Фото: “Газета Слонімская”
Роспись в трапезной Жировичского монастыря, которую выполнял в том числе Роман Бондаренко. Фото: «Газета Слонімская»
Роспись в трапезной Жировичского монастыря, которую выполнял в том числе Роман Бондаренко. Фото: “Газета Слонімская”
Роспись в трапезной Жировичского монастыря, которую выполнял в том числе Роман Бондаренко. Фото: «Газета Слонімская»

Как отметил Артемий, Православная церковь все еще сохраняла авторитет в стране, но скорее вопреки ее руководству и благодаря лишь искренней вере людей. Он напомнил об обращениях к митрополиту Вениамину от Павла Северинца и Павла Латушко. Эти обращения, по словам архиепископа, корректно и уважительно ставили принципиальные вопросы и имели широкий резонанс в церковных кругах. Но не получили почти никаких ответов, вопреки ожиданиям религиозной общественности.

В то же время, рассказал Артемий, на его епархию со «стороны, представленной органами власти и ассоциированными с ними группами лиц» постоянно велись нападки в довольно оскорбительном и провокационном тоне, священников называли сребролюбцами, коллаборантами, продавшимися Западу и так далее. В частности, этим занималась провластная блогерка Ольга Бондарева и ее соратники. Архиепископ вспомнил инцидент с нападками из-за икон новомучеников в соборе, убитых советской властью.

«Никогда ранее не замеченные в ревностном и молитвенном посещении Кафедрального Собора люди из странной и темной организации „Инфоспецназ“ „вдруг“ невероятно оскорбились невозможностью получить духовное утешение от икон новомучеников! Поскольку им невыносимо видеть в качестве палачей — людей с красными звездами! На все эти выпады мы старались давать спокойные и внятные ответы и разъяснения. Для нас все равно — это наши люди и христиане», — подчеркнул архиепископ.

«Видит Бог, я — не имел и не имею иных помыслов и устремлений, кроме как быть епископом своей Церкви и учить людей быть верными Богу во всех обстоятельствах земной жизни. Я постоянно ссылался на пример наших новомучеников и указывал, что их исповедничество — это их беспримерный подвиг в результате отказа от приспособленчества. Но и плата за подобное поведение Православной Церкви в предыдущую эпоху. И сейчас, когда мы снова в ситуации важного выбора, я призывал и буду призывать не совершать ошибок прошлого, чтобы нам вновь не пришлось платить страшную цену за право на свободу быть со Христом!

Считаю решение Синода Белорусского Экзархата канонически несостоятельным, политически мотивированным, принятым не к пользе церковной, а в угоду утратившим свою легитимность гражданским властям. Надеюсь на восстановление справедливости решением Вашего Святейшества», — обратился Артемий к патриарху Кириллу.

Однако никакого ответа архиепископ не получил, а патриарх санкционировал его отставку.

Напомним, архиепископ Артемий (Кищенко) умер 22 апреля 2023 года после тяжелой болезни. Ему было 70 лет.