В истории полно странных и даже шокирующих трендов красоты — о некоторых из них, например, в прямом смысле удушающих корсетах, вы наверняка слышали. Но если вы думаете, что наши потомки не найдут ничего столь же странного у нас самих, то сильно ошибаетесь. Рассказываем о нескольких экстравагантных (и нередко вредных для здоровья) модных тенденциях — и о том, как некоторые из них видоизменяются, возвращаясь из прошлого в настоящее.
«Лотосовые ножки» и «операция Золушки»
Китайское бинтование ног — одна из самых загадочных и болезненных процедур прошлого. Эта традиция зародилась более тысячи лет назад и заключалась в искусственном уменьшении размеров стопы у девочек для достижения идеала красоты, известного как «лотосовая ножка». Но под таким симпатичным названием на самом деле кроется жизнь, полная боли.
Процесс бинтования обычно начинался в возрасте 4−6 лет, когда кости еще остаются гибкими. Старшие родственницы — матери, бабушки или тети — туго бинтовали стопы девочек, подгибая пальцы к подошве и ломая кости, чтобы предотвратить их рост и даже повернуть его вспять. Золотым стандартом таких ног считалась длина всего в 7−8 сантиметров, которую младенец перерастает за первые месяцы жизни. Для сравнения: у половозрелых беларусок размер ноги в среднем составляет около 25 сантиметров, что примерно соответствует 38−39-му размерам обуви (они же считаются самыми ходовыми). И хотя у женщин в Китае средний размер стопы меньше, масштаб трансформации, которой подвергались ноги, все равно ужасает.
Все это, конечно, приводило к сильной деформации стопы. Периодически бинты снимали, чтобы удалить омертвевшую кожу, кровь и нагноения. Но это не всегда спасало: процедура могла приводить к гангрене, язвам, параличу и даже смерти. А носить бинты женщинам приходилось всю оставшуюся жизнь либо, в некоторых случаях, до замужества.
«Лотосовые ножки» фетишизировались, считались «эрогенной зоной» и признаком утонченности и высокого социального статуса. Женщины с маленькими стопами становились более привлекательными для брака, так как это должно было свидетельствовать о богатстве семьи — такие дамы не могли выполнять тяжелую работу и нуждались в прислуге порой даже просто для того, чтобы встать со стула. Существует мнение, что бинтование было в моде еще и потому, что не давало женщинам лишний раз выходить из дома. Кроме того, особенность якобы повышала их фертильность, ведь больше крови циркулировало в области бедер и половых органов.
Несмотря на очевидный вред здоровью, бинтование ног оставалось популярным на протяжении веков и было запрещено в Китае только в начале XX века. Сошла на нет традиция лишь после провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 году.
Осталась ли традиция в прошлом? И да и нет. Конечно, женщины больше не бинтуют ноги. Зато стала доступной коррекция вальгуса — косточки или, как ее иногда называют, «шишки» рядом с большим пальцем ноги. Она может выпирать у некоторых людей по разным причинам: это не всегда происходит из-за ношения неудобной узкой обуви, порой дело просто в генетической склонности к такой деформации.
В некоторых случаях для лечения этой «шишки» может хватить физиотерапии, отказа от узкой обуви и специальных ортопедических стелек. Однако порой врачи прибегают к хирургическому вмешательству, чтобы облегчить дискомфорт и боль таких пациентов.
Проблема в том, что постепенно за операциями стали обращаться не только те, кому коррекция была необходима, но и те, кто просто хотел «влезать» в модные каблуки или был недоволен формой своих стоп, — и хирургия перестала ограничиваться только злополучной «шишкой».
Калифорнийский ортопед Али Садриех решил назвать процедуру «операцией Золушки» — и название, похоже, прижилось. «Ни одна пациентка не просила „коррекцию hallux valgus с остеотомией и фиксацией винтами“, — шутит он. — Поэтому я придумал название, которое отражает результат без сложных медицинских терминов». Помимо этого, он предлагает процедуры «Идеальная десятка» (эстетическое укорочение пальцев), «Модель T» (удлинение пальцев) и «Подтяжка стопы» (увеличение жировой подушки для комфортного ношения каблуков).
Нью-йоркский ортопед Нил Блиц называет пластические операции стоп «последним рубежом» для тех, кто уже «исправил» себе лицо и другие, более заметные, части тела. «Популярность моих услуг взлетела благодаря таким дизайнерам обуви, как Маноло Бланик и Кристиан Лубутен», — отмечает Блиц.
Однако не все врачи готовы поддерживать такие радикальные меры. Ортопед Джонатан Деланд из Больницы специальной хирургии в Нью-Йорке предупреждает: «Главное — чтобы стопа не причиняла боли и функционировала нормально. Делать операцию только ради высоких каблуков — не лучшая идея». Ему вторят Ассоциация хирургии стопы и голеностопного сустава США и Американская ортопедическая медицинская ассоциация — обе выступили с заявлениями об опасностях косметических операций на стопах.
Врачи подчеркивают, что стопа — сложная биомеханическая структура из множества костей, связок и сухожилий, предназначенная для поддержки веса тела при ходьбе и физических нагрузках. Даже незначительное вмешательство может необратимо повредить эту систему и лишить человека возможности комфортно передвигаться. По словам хирурга-ортопеда Джонатана Деланда, косметическая операция на здоровой стопе, которая никогда не болит, никогда не оправданна.
Вытягивание шеи, мочек ушей и даже половых губ
В некоторых регионах Африки и Азии различные племена и народы издавна практиковали модификации тела, которые для внешнего наблюдателя могут показаться необычными и даже экстремальными. Часть из этих традиций живы до сих пор.
Одна из них, которая, пожалуй, также наиболее известна, это вытягивание шеи у женщин народа Кая в Мьянме и северном Таиланде. Некоторые женщины и сегодня продолжают с раннего детства годами носить на шее медные кольца, постепенно увеличивая их количество. Все потому, что длинная шея среди них считается признаком красоты. Общий вес такого «украшения» может достигать 20 килограмм, что сильно усложняет работу и даже простую ходьбу.
Визуально может казаться, что длина шеи достигает практически 40 сантиметров, но на самом деле деформируется не только она. Кольца давят на ключицы и грудную клетку, опускают их вниз и сжимают, одновременно «выталкивая» вверх вплоть до четырех позвонков.
Еще одна распространенная практика в различных культурах — растягивание мочек ушей, причем это делают как мужчины, так и женщины. Она была распространена, например, у восточноафриканских масаи и южноамериканских ваорани. Сиддхартха Гаутама, который считается основателем буддизма, также часто изображается с вытянутыми мочками.
В рамках процедуры в мочках ушей проделывают отверстия и постепенно растягивают, вставляя в них все более крупные украшения из дерева, камня или кости либо подвешивая к ним все более тяжелые грузы. Это не всегда просто способ достичь «эталона красоты»: в разных культурах это может быть, например, признаком социального статуса, способом почтить память предков, ритуалом перехода из детства во взрослую жизнь.
Западная мода переняла растянутые мочки в начале нулевых. Пробки и «туннели» для ушей стали популярным среди молодежи способом обозначить свою принадлежность к той или иной субкультуре. Постепенно из контркультурного нишевого явления они превратились в мейнстрим и стали мелькать в кино и на подиумах. Со временем мода прошла, и многие из тех, кто ей следовал, стали обращаться за хирургической помощью по ушиванию растянутых мочек.
Растягивают не только части тела, которые постоянно на виду, — иногда это касается и интимных органов. Как, например, в случае с малыми половыми губами, которые принято деформировать в некоторых культурах Восточной и Южной Африки. Считается, что растягивание якобы увеличивает сексуальное удовольствие и является признаком женственности. Но ВОЗ относит его к формам женского обрезания.
Девочек в возрасте от 8 до 14 лет заставляют растягивать малые половые губы с помощью трав, масел и специальных инструментов, стремясь увеличить их длину до 2−8 сантиметров. Процесс может занимать месяцы или даже годы, сопровождаясь физической болью и психологическим давлением. Он плохо сказывается на здоровье: приводит к отекам, раздражению и повышенному риску инфекций.
Высокие лбы и сбритые брови
В средневековой Европе одним из идеалов красоты был высокий лоб, который символизировал чистоту (в первую очередь в плане гигиены) и невинность. Чтобы ему соответствовать, женщины удаляли волосы со лба и висков, иногда избавлялись даже от ресниц и бровей.
Этот тренд наблюдался еще в Древнем Египте и оставался популярным и в эпоху Возрождения, и при дворе Елизаветы I. В то время он стал настолько влиятельным, что матери наносили ореховое масло на лбы своих детей, так как считали, что это поможет уже с младенчества предотвратить рост волос.
Кроме того, еще с античности в медицине была популярна гуморальная теория. Она заключалась в том, что в теле каждого человека якобы находится четыре вида жидкостей, или гуморов: кровь, слизь, черная и желтая желчь — и для здоровья важно, чтобы все они находились в балансе между собой.
При чем здесь волосы? Все очень просто: средневековые ученые считали наличие «лишних» волос на женском теле признаком дисбаланса тех самых четырех жидкостей. Испанский врач XVI века Хуан Уарте писал: «Женщина с обильными волосами на теле и лицевой растительностью… умна, но несговорчива и сварлива, мускулистая, некрасивая, имеет грубый голос и часто страдает бесплодием». Такие кандидатки для брака не считались привлекательными.
В то же время рецепты для удаления волос того времени были весьма экстремальными. В «книге секретов» 1532 года предлагалось сначала подготовить кожу, нанеся на нее смесь из кошачьего навоза и уксуса. Затем вскипятить раствор из пинты (около полулитра) мышьяка и небольшого количества негашеной извести. Этот «крем» нанести на кожу, а затем быстро смыть горячей водой, «чтобы мясо не отслоилось».
Итальянская графиня Катерина Сфорца в своем трактате «Эксперименты», относящемся к началу XVI века, давала похожие инструкции, советуя держать смесь на коже столько, сколько занимает произнесение двух молитв «Отче наш».
Удушающие и сдавливающие корсеты
Это один из самых знаковых элементов европейской моды. В XVI веке корсет стал отдельным предметом одежды и использовался для формирования женской фигуры с узкой талией и подчеркнутой грудью. Тогда же, с волной строгой испанской моды, аксессуар добирался даже до Беларуси. Пару веков спустя это произошло снова — вместе с веяниями пышного стиля рококо.
Однако за элегантностью скрывалась масса не только неудобств, но и серьезных рисков для здоровья. Корсеты изготавливались из жестких материалов, таких как китовый ус, сталь или дерево, и туго затягивались вокруг талии. Это приводило к сдавливанию внутренних органов, затруднению дыхания и нарушению кровообращения. Несмотря на дискомфорт, женщины продолжали носить их, следуя модным тенденциям и социальным ожиданиям.
В викторианскую эпоху, продлившуюся почти весь XIX век, корсеты достигли пика своей популярности. Узкая талия стала символом женственности и статуса. Некоторые женщины затягивали корсеты настолько сильно, что их талия уменьшалась до невероятных размеров — около 43 сантиметров в обхвате (с точки зрения здоровья верхняя граница нормы обхвата талии для женщины — около 80 сантиметров). Только тогда тенденция наконец вызвала волну критики со стороны медиков, которые указывали на серьезные проблемы со здоровьем, включая деформацию ребер и повреждение внутренних органов. Однако корсеты еще долго оставались в моде и стали из нее выходить только после Первой мировой войны.
Сегодня корсеты остаются элементом исторических костюмов и используются в модной индустрии как аксессуар или элемент стилизации. Но, к счастью, их хотя бы не затягивают так, как это было принято раньше.
Чернение зубов и улыбка яэба
Практика охагуро — чернения зубов — зародилась в Японии еще на заре нашей эры и была распространена вплоть до середины XIX века. Женщины, а иногда и мужчины, наносили на зубы специальный раствор, меняющий их цвет, из ацетата железа (полученного из железных опилок и уксуса) и танинов из чая или растений. Этот обряд символизировал красоту и зрелость, а также служил практической цели: покрытие должно было защищать зубы от кариеса.
Охагуро было неотъемлемой частью обрядов совершеннолетия и подготовки к браку среди аристократии. Однако в середине XIX века и под влиянием западных идеалов красоты практика начала утрачивать популярность и была официально запрещена в 1870 году. Сегодня охагуро можно увидеть лишь в театральных постановках и на культурных фестивалях.
Почти исчезнув в Японии, охагуро возродилось в сельских районах Камбоджи, Таиланда и Вьетнама. Хотя этот процесс безвреден, он вызывает недоумение у туристов, которые привыкли к современным стандартам красоты и белоснежным улыбкам в рекламе. Многие принимают черные зубы за признак плохой гигиены или болезней.
Тем временем в самой современной Японии в начале 2010-х годов появилась новая необычная мода, связанная с зубами, — яэба, что переводится как «двойной зуб». Этот тренд заключается в создании эффекта выступающих клыков, придающих улыбке определенную уникальность. Он возник после того, как многие подростки захотели быть похожими на актрису и певицу Томоми Итано, солистку группы AKB48, у которой была естественная яэба.
Процедура создания яэба заключается в установке керамического накладного зуба на верхний клык, чтобы он слегка выступал, создавая эффект «кривого» зубного ряда. Накладки могут быть как постоянными, так и съемными и стоят около 55 тысяч иен (около 1,2 тысячи рублей по курсу Нацбанка на 15 ноября 2024 года). Несмотря на то, что Томоми Итано впоследствии исправила свой прикус, мода на яэба продолжила привлекать молодежь.
Автор книги «Яэба-герл» Ясутака Маэкава считает, что привлекательность яэба связана с традиционной японской эстетикой ваби-саби, где ценится красота в несовершенстве. Однако стоматологи предупреждают о потенциальных рисках, связанных с изменением формы зубов, включая проблемы с прикусом и гигиеной полости рта.