Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. «Спорные территории», «пророссийское государственное образование» и «новые регионы РФ». Как Россия хочет поделить Украину
  2. В Минске огласили приговор основателю медцентра «Новое зрение» Олегу Ковригину. Его судили заочно
  3. В 2025 году появится еще одно новшество по пенсиям
  4. «Огромная стена воды поднялась из-за горизонта». 20 лет назад случилось самое страшное цунами в истории — погибла почти четверть миллиона
  5. В Вильнюсе во двор дома упал и загорелся грузовой самолет DHL — начался пожар, есть жертвы
  6. По «тунеядству» вводят очередное изменение
  7. В торговле Беларуси с Польшей нашелся аномальный рост по некоторым позициям — словно «хапун» перед закрывающимся железным занавесом
  8. Эксперты привели доказательства того, что война в Украине не зашла в тупик, и рассказали, для чего армии РФ Днепропетровская область
  9. «Посмотрим, к чему все это приведет». Беларуса заставляют подписаться за Лукашенко, а он отказывается, несмотря на угрозы
  10. Растет не только доллар: каких курсов ждать до конца ноября. Прогноз по валютам


15 июня 1994 года вышел «Король Лев» — самый кассовый рисованный мультфильм всех времен. Мюзикл на его основе идет дольше любой другой бродвейской постановки, а в 2024 году Disney собирается выпустить «Муфасу» — приквел об отце Симбы. Кинокритик Антон Долин объяснил «Медузе», что сделало «Короля Льва» великим фильмом.

Кадр из мультфильма «Король Лев». Фото: Capital Pictures / ddp / Vida Press
Кадр из мультфильма «Король Лев». Фото: Capital Pictures / ddp / Vida Press

За последние десятилетия коммерческая анимация изменилась до неузнаваемости. Тем поразительнее рекорды, которые продолжает удерживать на протяжении всего этого времени «Король Лев» — пик «ренессанса Disney», пришедшегося на 1989−1999 годы.

В 1994-м он стал самым кассовым фильмом года и вторым по сборам за всю историю кино, уступив только вышедшему годом раньше «Парку Юрского периода». Со сборами, по совокупности приблизившимися к миллиарду долларов — 968 миллионов на сегодняшний день, — он долгие годы оставался лидером бокс-офиса среди всех полнометражных мультфильмов в истории и продолжает занимать это место среди традиционно анимированных фильмов (абсолютный рекорд сегодня принадлежит трехмерному и анимированному при помощи компьютера «Холодному сердцу 2» той же Disney). Но что важнее, «Король Лев» не теряет свой популярности среди зрителей, подтверждение чему — неизменный успех одноименного мюзикла, многочисленные сиквелы, спин-оффы и римейки. Какие именно факторы предопределили столь неординарный успех мультфильма?

Сюжет «Гамлета»

Даже многие поклонники «Короля Льва» с удивлением узнают о том, что сценарий мультфильма основан на шекспировском «Гамлете». Хоть интрига классической трагедии опознается без труда, сегодня большинство зрителей знакомится сначала с «Королем Львом», где смысловые акценты расставлены совсем не по-шекспировски. Сюжет мультфильма остается в памяти как позитивная сказка о победе над злом, а не безнадежная притча о борьбе за корону.

Тем не менее история здесь рассказана та самая. Завистливый дядя (Клавдий, он же Шрам) коварно губит благородного короля (Гамлет-старший, он же Муфаса), чтобы сесть на трон самому и лишить принца (Гамлет, он же Симба) права на корону. Но принц, окрепнув и набравшись мужества, бросает вызов узурпатору. Финалы у двух историй, конечно, разные, как и участь заметно изменившихся Офелии (львица Нала) и Полония (птица-носорог Зазу). Но сходств больше, чем различий, есть даже явление призрака духа убитого короля.

Отсюда — столь поражающий и прельщающий аудиторию драматизм «Короля Льва»; многие вспоминают, что самой большой художественной травмой их детства была сцена гибели Муфасы. Любопытно, что первым за разработку мультфильма взялся режиссер и сценарист Джордж Скрибнер (позже его заменили другие сценаристы и режиссеры), который в полнометражном «Оливере и компании» уже пересказывал языком семейной анимации «взрослый» текст — «Оливера Твиста» Чарльза Диккенса.

Кадр из мультфильма «Король Лев». Фото: Capital Pictures / ddp / Vida Press
Кадр из мультфильма «Король Лев». Фото: Capital Pictures / ddp / Vida Press

В итоге постановщиками «Короля Льва» стали Роджер Аллерс и Роб Минкофф, принесшие в мультфильм оптимизм и музыкальность, — для каждого из них эта работа стала самой успешной и знаменитой. Среди сценаристов и авторов идеи значатся двадцать человек, но мысль «добавить „Гамлета“», согласно легенде, принадлежит продюсеру Джеффри Катценбергу.

А ведь рождался замысел из непритязательной задачи снять «„Бэмби“ в Африке». Впрочем, стоит вспомнить, что сцена гибели матери олененка из «Бэмби» была столь же значительной травмой для предыдущих поколений зрителей.

Хакуна матата

В переводе с суахили эта формула, которую миллионы детей затвердили в 1990-х, означает «живи без забот». Ей обреченного на смерть малыша Симбу, оплакивающего гибель отца и изгнание, обучают неожиданные новые друзья — проницательный сурикат Тимон и разбитной бородавочник Пумба. В «Гамлете» у заглавного героя лишь один верный друг — Горацио, на него Тимон и Пумба похожи не больше, чем на наушников Розенкранца и Гильденстерна. Совершенно отдельная и получившая собственную культовую славу линия возмужания Симбы в окружении беззаботных друзей, как ни удивительно, навеяна другим шекспировским шедевром — «Генрихом IV», где принца Хэла воспитывает дружелюбный гуляка и враль Фальстаф. Именно его жизненная философия вполне может уложиться в формулу «хакуна матата».

Явление Тимона и Пумбы как будто переключает регистр повествования с эпически-трагического на комедийный, позволяя зрителям выдохнуть и расслабиться после сцены гибели Муфасы. Еще важнее то, что присутствие бородавочника и суриката меняет жанр повествования «Короля Льва». Теперь это «роман воспитания» — весьма распространенная и востребованная в детской литературе и кинематографе форма, к которой Disney до тех пор прибегал в анимации сравнительно редко — лишь четыре раза («Пиноккио», «Бэмби», «Меч в камне», «Книга джунглей»).

«Хакуна матата» стала одним из лозунгов 1990-х — десятилетия страшных политических катаклизмов, вместе с тем наполненного радостью жизни, которую излучала поп-культура.

Реалистичность

Сегодня это может показаться невероятным, но «Король Лев» был для своего времени революционно реалистичным мультфильмом, резко порывавшим с традициями семейной анимации Disney и канонами изображения животных для детской аудитории в фильмах 1960−80-х, возвращаясь к точности «Бэмби» и совершенствуя ее.

Инициатором такого подхода был вице-президент Walt Disney Feature Animation Чарли Финк, которому приписывается первоначальный замысел «Короля Льва» — он даже специально посещал зоопарк Лос-Анджелеса в обществе сценаристов будущего фильма, чтобы наблюдать за поведением животных. Джордж Скрибнер, которого первым привлекли к режиссуре «Короля Льва», хотел сделать мультфильм чуть ли не документальным по степени точности, а уволили его именно потому, что режиссер не хотел принять более развлекательную концепцию.

Кадр из мультфильма «Король Лев». Фото: Capital Pictures / ddp / Vida Press
Кадр из мультфильма «Король Лев». Фото: Capital Pictures / ddp / Vida Press

Несмотря на то, что «Король Лев» стал более сказочным и детским, от идеи скрупулезного изучения африканской природы авторы не отказались. Аниматоры работали над созданием образов в зоопарке Майями Метро и консультировались с ведущими экспертами по жизни животных саванны Роном Магиллом и Джимом Фаулером. А экспедиция в кенийский национальный парк помогла им нарисовать карту земель прайда, где разворачивается действие «Короля Льва».

Принцип реалистичности применили и по отношению к актерам, озвучивавшим роли: например, мимика Шрама срисована с лица говорившего за него Джереми Айронса. Кастинг проводился придирчиво, аниматоры и артисты работали синхронно ради цельности и убедительности каждого персонажа. До сих пор роли Айронса, Мэттью Бродерика (взрослый Симба), Мойры Келли (Нала) и Роуэна Аткинсона (Зазу) считаются эталонными для мейнстримной анимации.

Музыка и песни

Воспринимать «Короля Льва» в отрыве от его музыкальной составляющей невозможно, хотя изначально решение студии сделать мультфильм мюзиклом считалось рискованным: поющие животные, нарисованные и анимированные реалистично, без антропоморфизации — серьезный вызов для аниматоров. Однако сила созданной для мультфильма музыки была столь велика, что сомнений не оставалось. До сих пор песни и мелодии «Короля Льва» — визитная карточка Disney.

Первоначально предполагалось, что музыку будет писать Алан Менкен, создавший прославленные саундтреки «Русалочки», «Красавицы и чудовища» и «Аладдина». Но композитор не был доступен, как и второй выбранный продюсерами кандидат — Бенни Андерссон из ABBA, на тот момент занятый работой над театральным мюзиклом для шведской сцены.

Тогда руководство Disney обратилось к Элтону Джону. Тот с удовольствием согласился, признав, что когда-то на него произвели неизгладимое впечатление песни из «Книги джунглей»: создание чего-то сопоставимого было для поп-звезды привлекательной задачей. Слова для песен пригласили писать Тима Райса, известного прежде всего рок-оперой Jesus Christ Superstar.

Вместе с Джоном они создали для фильма пять песен, как минимум три из них получили вирусную известность — эпическая Circle of life, озорная Hakuna Matata и лирическая Can You Feel the Love Tonight, звучавшая на финальных титрах в исполнении самого певца. Столь же важную роль для фильма играет инструментальный саундтрек — шедевр Ханса Циммера, соединившего симфонический размах с эксцентричностью и юмором.

И Джон с Райсом, и Циммер получили — каждый — по «Золотому глобусу», «Оскару» и «Грэмми» за музыку к «Королю Льву». Саундтрек стал основой для невероятно популярного мюзикла, идущего на подмостках с 1997 года по сей день.

Вселенная «Короля Льва»

В создание мультфильма вложили столько энергии, сил, денег и таланта, что это обязано было привести — и привело — к появлению целой художественной вселенной «Короля Льва». Благодаря этому сказку не забыли новые поколения зрителей, которые возвращались к первоисточнику снова и снова.

С 1995-го по 1999 год на телеканале CBS шел комедийный сериал Брэда Нива и Тони Крейга «Тимон и Пумба», отдававший должное самым любимым персонажам оригинального мультфильма. Их уморительные приключения выходили далеко за рамки африканской саванны.

В 1998 году сразу на видео вышел сиквел «Король Лев 2: Гордость Симбы», посвященный взрослению дочери Симбы — Киары. История ее влюбленности в Кову, наследника Шрама, вдохновлена сюжетом «Ромео и Джульетты». В 2004-м вышел «Король Лев 3: Хакуна матата», где события оригинального мультфильма показаны глазами Тимона и Пумбы — по сути, вольная анимационная вариация пьесы «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», спин-оффа «Гамлета» под авторством нашего современника Тома Стоппарда.

Мюзикл «Король лев». Фото: Theo Wargo / WireImage / Getty Images
Мюзикл «Король лев». Фото: Theo Wargo / WireImage / Getty Images

Также из «Короля Льва» родились три видеоигры, два шоу-аттракциона в «Диснейленде» и мюзикл, побивший рекорд по длительности проката среди всех остальных бродвейских музыкальных спектаклей. Для него Элтон Джон и Тим Райс написали три дополнительные песни, постановщицей стала Джули Тэймор (позже она снимала экранизации Шекспира и байопик Фриды Кало). Шоу было удостоено шести театральных премий «Тони».

В 2019-м вышел полнометражный игровой римейк «Короля Льва», режиссером которого стал Джон Фавро («Железный человек»). Картина с музыкой тех же Циммера и Джона вызвала неоднозначный прием у критиков, писавших об эффекте «зловещей долины» от зрелища предельно реалистичных, но говорящих и поющих животных. При этом она стала кассовым чемпионом, побив по размеру сборов оригинальный мультфильм (собрав 1 миллиард 656 миллионов долларов, игровой «Король Лев» занял седьмое место в списке самых коммерчески успешных фильмов всех времен).

К концу 2024 года ожидается выход оригинального приквела к тому фильму — «Муфаса», главным героем которого станет отец Симбы. Интересно, что за его постановку взялся режиссер авторского и фестивального кино, лауреат «Оскара» за «Лунный свет» Барри Дженкинс. В своих интервью он настаивает, что для него этот проект — не способ заработать, делая для студии большой коммерческий заказ, а глубокий и личный фильм.